контакты | реклама | карта сайта | добавить в избранное

СОДЕРЖАНИЕ
ПЛЯСКИ ОДЕРЖИМЫХ

Танцующие женщины в пьесе Еврипида «Вакханки» называют себя стремительными гончими вихря безумия. Историк Павсаний, видевший танцовщиц и говоривший с ними, так их определил: «Те, кто становится безумным в честь Диониса». В греческой мифологии Дионис был богом вина и виноделия (в римской мифологии ему соответствует бог Бахус) и воплощал интуитивную, спонтанную сторону бытия. Его почитание отличалось оргийным характером и экстатическим весельем. Женщины-вакханки танцевали с нечеловеческой энергией и одержимостью, увлекая за собой новых приверженцев. В конце концов они падали в изнеможении и тут же засыпали.

Истоки необузданных плясок вакханок в строгих религиозных, ритуальных танцах. С древнейших времен танец был групповым действием, магическим обрядом, с помощью которого люди стремились добиться военного успеха или получить хороший урожай. У аборигенов Америки, Австралии и Новой Зеландии существуют традиционные пляски, посвященные разным праздникам или обращению к божеству с просьбой о помощи. В Италии и Швейцарии, в Германии и на Балканах — везде люди рассматривали танец как избавление от болезней. Монгольские шаманы неистовыми телодвижениями отпугивали демонов, насылающих болезни.

У многочисленных народов пляски были частью повседневных обрядов, торжественных ритуалов, к ним обращались во времена несчастий и нужды. Некоторые формы ритуальных танцев дожили до сегодняшнего дня, иногда они неистовы настолько, что доводят до припадков и заканчиваются разнузданной оргией. Если танец продолжался долго и человек терял контроль над собой, его поведение совершенно менялось. Танцоры вуду с острова Гаити верили, что в некоторых из них во время танца вселяется божество.

К такому одержимому относились с уважением. Произносимые им слова окружающие воспринимали как слова божества, видения считались пророческими прозрениями будущего. В некоторых культурах, например в Вест-Индии и Латинской Америке, одержимым мог быть любой. Однако у многих племен состояние одержимости было привилегией шаманов и жрецов, которые убеждали соплеменников в том, что говорят от имени их бога. Таким образом, если поначалу танец выражал просьбу, например обильного урожая, позже он превратился в самоцель. Людям хотелось испытать необычные эмоции, не связанные с повседневностью. Выход энергии при танце сопровождается усилением психической деятельности. Подобно «неистовым женщинам» из пьесы Еврипида, танцующий, как считалось, находился в состоянии священного умопомешательства и получал сверхъестественные способности.

Танцующие почитатели Диониса в экстазе хватали животных и разрывали их на части. Внутри кубка для вина изображена менада — мифологическая спутница Диониса.

предыдущая статья | назад | версия для печати | следующая статья

ФОТОГАЛЕРЕЯ
СТАТИСТИКА

on-line

статей на сайте: 517

фотографий на сайте: 359

АНОНСЫ СТАТЕЙ

COPYRIGHT © 2006-2007 GIlnur.

All rights reserved. Перепечатка материалов сайта только с письменного разрешения редакции. При цитировании активная ссылка на www.anamalia.ru обязательна.

Хостинг предоставлен компанией www.viahost.ru

Публикация документов, представленных на сайте, не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов. Все авторские права на данные документы сохраняются за правообладателем. Любое коммерческое и иное использование кроме предварительного ознакомления запрещено.

КАТАЛОГИ

Rambler's Top100

Страница создана за 2.1532 сек.